Ксеноновая технология — на сегодняшний день наиболее продвинутая разработка в области автомобильных световых систем. У ксенона есть два решающих преимущества перед светом обычных лампочек: ксеноновый источник света дает в два раза больше света по сравнению с современной лампой накаливания, потребляя при этом на треть меньше энергии. Улучшенная светоотдача делает дорогу ярче и позволяет освещать более широкий угол. Схожий с дневным светом спектр ксенонового света приятнее для человеческого глаза. Водитель устает медленнее, а вождение становится более раскованным. Это означает громадный выигрыш в безопасности и удобстве вождения.
Ксеноновые лампы применяются на автомобилях в штатной комплектации с 1992 года.
1992 г. | 1995 г. | 1997 г. | 2000 г. |
---|
Что такое ксеноновые лампы или ксенон?
Ксеноновые лампы — получившие широкое распространение в России источники света HID (High Intensity Discharge — разряд высокой интенсивности). Название они получили из-за мощного электрического разряда (порядка 25 кВ), который требуется для розжига лампы. В русском варианте (ксеноновые лампы или ксенон) их название происходит от используемого в них инертного газа — ксенона.
Лампа состоит из двух стеклянных колб (для предохранения от загрязнений, резких смен температур, разницы давлений — 30/120 атмосфер в выключенной/зажженной лампе) — внешней и внутренней. Внутренняя колба заполнена смесью газов, основу составляет ксенон. Именно от того, каковы составляющие этого газового "коктейля" зависят многие параметры лампы: скорость загорания, температура света и другие. В качественных колбах используется кварцевое стекло. Сверху и снизу к внутренней колбе подведены два электрода, на которых и создается разность потенциалов в момент розжига.
Параметр | Ед. изм. | D2S | D2R | ||
---|---|---|---|---|---|
Потребляемая мощность | Вт | 35 | 35 | ||
Световой поток (яркость) | лм | 3200 | 2800 | ||
Световой выход | лм/Вт | 91 | 80 | ||
Цветовая температура | ºK | 4250 | 4150 | ||
Освещенность | кд/см² | 6500 | 6500 | ||
Срок службы | час | 2500 | 2500 | ||
Длина дуги | мм | 4,2 | 4,2 |
Лампы D2S используются для проекционных систем (использование линзы), лампа D2R используется для систем с рефлектором (использование отражателя).
Блок управления ксеноновыми лампами (иначе блок розжига, балласт) контролирует напряжение, которое необходимо для поддержания горения лампы.
Номинальное напряжение | В | 13,2 |
Напряжение включения | В | 9 |
Диапазон рабочего напряжения | В | 9–16 |
Предельное значение при выключении розжига | В | <6 |
Потребляемая мощность | Вт | ~42 |
Пиковый ток | А | 20 |
Пусковой ток, max. 10 секунд | А | < 17 |
Номинальный ток | А | 3,18 |
Рабочий ток | А | 15 |
Мощность на выходе | Вт | 35 ± 1 |
Напряжение розжига | кВ | ~20–23 |
Напряжение на лампе | В | 67–112 |
Температурный диапазон окружающей среды | ºС | От –40 до +105 |
Ксеноновый свет ставят теперь на всех конвейерах мира, поскольку он имеет ряд преимуществ перед галогеновым.
Параметр | Галогеновые лампы | Ксеноновые лампы |
---|---|---|
1. Яркость света | 1450 лм (люменов) | 3000 лм |
2. Цвет | 3200 К (кельвинов) — желтый | 4300 К (белый), 6000 К (голубой), 7500 К (синий) |
3. Энергопотребление | 55 Вт | 35 Вт |
4. Долговечность | ~ 500 часов | ~ 2500 часов |
5. Надежность | Боятся ударов и сотрясений — нить накаливания может порваться | Нити накаливания нет, не боятся сотрясений и ударов |
6. "Скорость" включения | Включаются практически мгновенно | Несколько секунд — лампа загорается и постепенно набирает яркость. "Поморгать" не получится |
7. Установка | Ставится в штатный цоколь, можно заменить одну лампочку | Могут возникнуть проблемы с совместимостью лампы и цоколя, если неисправна одна лампа — нужно менять обе, иначе они будут светить разным светом |
8. Температура | Примерно 40% энергии уходит в тепло, лампа греется | Около 6% энергии уходит в тепло, лампа не перегревается |
От цветовой температуры зависит еще и световой поток. Зависимость такая: до 4300 К чем выше температура, тем больше световой поток, после 4300 К он начинает уменьшаться. Например, у ламп с температурой 12000 К (фиолетовый) он составит 1630 лм (5400 К — 2600 лм), что ненамного больше, чем у галогеновой лампы. Поэтому увеличение цветовой температуры производителями — просто дань моде. Синие лампы смотрятся престижнее, но светят они хуже. Поэтому немецкие производители, чьи лампочки штатно ставятся на большинстве конвейерах мира, выпускают ксенон с температурой не выше 4800 К.
Когда вы включаете ксеноновые лампы, блок управления подает в лампу импульс около 25 000 В, в результате чего начинается ионизация самого ксенона и солей металла (лампы заполняют не чистым ксеноном, а смесью газов), в результате чего лампа и начинает разгораться. После розжига, лампе требуется уже немного напряжения — горение поддерживается слабым током. Поэтому, в режиме горения лампа потребляет небольшую мощность — порядка 35 Вт.
Проблема с заменой состоит в том, что у ксеноновых ламп с течением времени спектр смещается к синему, а потому новая лампочка будет просто-напросто другого цвета. Одна фара будет светить синеватым светом, а другая — бело-желтым.
Ксеноновые лампочки тоже греются, однако не так сильно, как галогеновые. Поэтому и оптика машины страдает меньше — от высоких температур она портится.
Перепечатано с сайта www.hella-russia.ru